Комментарии к скетчу "Злой"

Венера

Венера

02.08.2017 в 12:41

Очень трудно писать комментарий к такому необычному поэтическому всплеску Души… Тебе прекрасно удалось выразить многие грани своего непростого противоречивого характера и восприятия мира. Спасибо
Под впечатлением чтения писем Винсента Ван Гога своему брату, с удивлением обнаруживая некоторые довольно сильные сходства с вами, Левиными, попытаюсь выразить его словами «Я переживаю периоды ужасающей ясности, в такие моменты природа кажется мне столь прекрасной!…».
Возможно я ошибаюсь, но почему-то кажется, что это близко и к тебе.
Конечно, этот огонь виден далеко не всем: «Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой…»
И Ван Гог тоже в Действительности всегда искал Искусство, Красоту… Заметь, не только в природе) Свою жизнь, по его словам, он посвятил передаче скрытой в нем поэзии.
К примеру, меня восхитили его слова «Если Вы полагаете, что достигли совершенной мудрости, хорошо сделаете, если поглупеете снова!»
Чтобы уж совсем не загромождать, попытаюсь завершить его же словами, которые, как мне кажется, могут служить эпилогом к твоему всплеску Огня (“Злости!”) или чем-то в этом роде «Кто помнит все, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по-настоящему одинок»
Венера

Венера

02.08.2017 в 19:56

Все-таки, попытаюсь пояснить. Под схожестью я подразумевала не только любовь к природе, и когда она отвечает тем же, но и вашу безграничную работоспособность. Как утверждает Винсент, нужно, как можно раньше начинать осваивать ремесло. Пока не очень знаю, как это применить к внукам) Но даже сами письма очень похожи – они напоминают диалог с самим собой) Еще Александр Таиров, рассказ которого я послушала в интернете, утверждает о склонности Ван Гога даже не к раздвоению, а к растроению личности. Именно так он интерпретирует картину ” Пшеничное поле с воронами”. Но я сама еще до такого понимания не дошла) И да, он также как Ваня бросил университет, не найдя там то, что искал. Хотя продолжал учиться и трудиться без жалости к себе…
Сергей Левин

S-loewen

02.08.2017 в 20:56

Я бы не стал так категорично говорить о склонности Ван Гога к раздвоению личности. Особенно – к растроению. Нечто есть, конечно. Вероятно, ему хотелось бы, чтобы прохожие видели, что дым не сам по себе, что есть и пламя, этот дым породившее. Но пламя прохожие не видят. И тогда те следствия, которые порождает это пламя, прохожему кажутся несвязанными, отдельными друг от друга. Айсберг с двумя вершинами над водой. Нужно увидеть то, что в глубине, тогда будет понятно, что эти две вершины – одно.
А с другой стороны – да, очень похоже. Пламя и дым. Бриллиант в картонной коробочке. Но тут раздвоение в другой плоскости. Или на две плоскости, одну из которых прохожие не видят. Не видят они бриллиантовый дождь. И при попытке его показать, прохожий начинает крутить пальцем у виска.
Ну хорошо, пусть будет раздвоение. Но с растроением – это перебор. Есть только пламя и дым. Две стороны: видимая и невидимая. Если же речь идёт о растроении, тогда, я думаю, Александр Таиров глядит на три вершины айсберга. Тут нет глубины.
Венера

Венера

08.07.2017 в 23:26

Пока могу только заметить, что Таиров очень осторожен в своих выводах. Он каждый раз подчеркивает, что это только его понимание, и что каждый волен иметь свое)
Сергей Левин

S-loewen

02.08.2017 в 23:47

Это верно, каждый видит по своему. Но… Глаза Винсента на его автопортретах. Они смотрят куда-то в другое измерение, они видят нечто, видимое только ему. Думаю, это неслучайно, что у него так много автопортретов. Он раз за разом пытался положить на холст то, что на холст ложится неохотно. Вот так Ваня пытался положить на музыку то, что на неё не ложится. С той разницей, что Ваня стирал всё, что казалось ему неудачным.
А “пшеничное поле с воронами”, мне оно не кажется свидетельством расслоения личности. Наоборот, это вполне целостное настроение. Он же импрессионист. Это же ветер, я видел такие картины в наших местах. И поле, и ворон. И это настроение.
А посмотри на его же “Подлесок” рядом с этим “полем с воронами”! Движение в духе импрессионизма. Хотя да, можно сказать, что “крыша поехала”. Если бы не тот факт, что я это видел своими глазами. В другое время и в другом месте, но видел. Возможно, что это только мой взгляд на эти картины, возможно, что это моя крыша, но… Думаю, Винсент знал, что он делал.
Кстати, про “Подлесок”. Я вижу тут тут Изумрудный Лес. Это трудно передать красками через полотно и множество копьютерных форматов. Возможно, что мне это только кажется. Но думаю, что Винсент видел этот Свет.
Странное ощущение от этих картин. Другие времена, другие места. Но ты права, я чувствую в его картинах нечто, что мне кажется близким.
Венера

Венера

03.08.2017 в 19:55

Да, меня тоже очень удивили его очень необычные, пронизывающие глубоким взглядом, глаза.
«О, эта работа и этот холодный расчет, которые вынуждают тебя, как актера, исполняющего очень трудную роль на сцене, напрягать весь свой ум и за какие-нибудь полчаса охватывать мыслью тысячи разных мелочей!» Он писал много автопортретов скорее из-за отсутствия денег на модели или, видимо, когда лежал в больнице. Я еще не дочитала до этого места)
Еще раз просмотрела кусочек видео Таирова. Видимо я все-таки не очень четко его поняла, а просто среагировала на его «растроение». Эту картину «Пшеничное поле с воронами» какое-то время считали последней работой Винсента. Она одна из последних. Таиров говорит, что вороны – знак тревожности и беспокойства. Револьвер, который он брал с собой и который выстрелил, как раз он брал отпугивать ворон, они мешали ему писать. Раньше он ворон не изображал. Возможно там имеет место внутреннего мрачного предчувствия. Обычно в поле изображают одну дорогу, уходящую вдаль. Она встречается и у Шишкина, и у Левитана… А здесь не раздвоение, а растроение! Это, считает Таиров, символизирует его внутреннее состояние, раздвоенности, а может сложнее, чем раздвоенности. Он буквально раскалывается, деструктурируется внутри… Три пути – это его внутренний раздрай. Небо тревожное, на нем концентрация чего-то зарождающегося…
И, конечно, ты прав, поле очень живое, колышется. И очень красивое…
Сам Ван Гог в письмах изначально не причислял себя к импрессионистам. Даже возражал. Но когда его младшего брата Тео, который… распространял или помогал распространять произведения искусства и который очень любил и содержал Винсента, попросили прислать работы импрессионистов, он туда вложил и работу брата. Ван Гог не стал возражать. Ему нужны были деньги. На кисти, на краски… К тому же он все-таки у них учился и всегда старался помочь. К примеру, Клоду Моне, который сказал о себе «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет»)
И да, ты прав. Свет он точно видел…
«Я ужасно доволен. Сегодня вообще удачный день. Утром я рисовал сливы в цвету, как вдруг поднялся жуткий ветер – такого я нигде еще не видел. Налетал он порывами, а в промежутках выходило солнце, и на сливе сверкал каждый цветок. Как это было прекрасно!.. С риском и под угрозой, что мольберт вот-вот рухнет, я продолжал писать. В белизне цветов много желтого, синего и лилового, небо – белое и синее…»
«Я так поглощен работой, что никак не выберу время сесть за письмо. Вчера, перед закатом, я был на каменистой вересковой пустоши, где растут маленькие кривые дубы; в глубине, на холме, – руины; внизу, в долине, – хлеба. Весь ландшафт – во вкусе Монтичелли: предельно романтичен. Солнце бросало на кусты и землю ярко-желтые лучи – форменный золотой дождь. Каждая линия была прекрасна, весь пейзаж – очаровательно благороден. Я бы не удивился, если бы внезапно увидел кавалеров и дам, возвращающихся с соколиной охоты, или услышал голос старопровансальского трубадура.
Земля казалась лиловой, горизонт – голубым. Я принес с пустоши этюд, он не идет ни в какое сравнение с тем, что мне хотелось сделать…»
“Пишу тебе из Сент-Мари – я таки выбрался наконец к морю. У Средиземного моря цвет макрели, то есть непрерывно меняющийся. Оно то зеленое, то лиловое; сейчас оно кажется синим, а через секунду уже принимает серый или розовый оттенок…”
Венера

Венера

03.08.2017 в 20:41

Да, наконец-то попробовала посмотреть две потрясающие картины вместе – удивительный эффект! Хотя, не удивлюсь, если ты все-таки видишь как-то еще по иному, чем я)
Извини, Сережа, за нагромождение цитат, уж очень они меня удивляют каждый раз. Даже не знаю, чем. Вот как раз схожестью стилв, восприятия… или изложения… А еще удивительной современностью)
Да, еще Ван Гог говорит о том, что на природу он смотрит как бы прищурив глаза: «Я хочу сказать вот что: как мне кажется, в этих этюдах есть нечто от той таинственности, которую ощущаешь, когда смотришь на природу, прищурив глаза, вследствие чего формы упрощаются до цветных пятен. Все это выяснится со временем, но в данный момент я нахожу в некоторых своих этюдах нечто новое в смысле цвета и тона»
Таиров предлагает всем использовать как раз это его средство. Погружаться в картины, отойдя от них и прищурив глаза. При этом окружающий фон как бы размывается…
Вспомнила, что я сама действительно иногда так делала, но совершенно не осознанно) Возможно и ты также делаешь?)
Венера

Венера

03.08.2017 в 21:31

Да, скорей всего, Сережа, прав все-таки ты! И никакого «раздрая» в картине вовсе нет) Читая его письма, с одной стороны, можно сказать, что он был у него всегда. Душевный надрыв. И тогда — его можно искать в каждой картине и не ошибиться) А с другой стороны, имея в виду вашу схожесть, с какой стати его воспроизводить еще и на природе?!) А природа у него всегда вызывала восторг и наслаждение. И занят он был тем, чтобы воспроизвести это состояние на холсте. Оживить: «Нужно только сосредоточить все внимание на этом дереве (иве) и не отступать, пока она не начнет жить»
Сергей Левин

S-loewen

04.08.2017 в 01:02

Из Дневников:
“Я раскрашу своё ожидание случайными снами. Я проживу в них миллиарды часов, изредка просыпаясь, чтобы съесть конфетку. Мне всё слишком понятно и срочно нужно придумать новое чудо, чтобы ждать его каждый час и каждую секунду, испытывая радость от ощущения его приближения и сознательно становясь дураком, чтобы не увидеть вдруг, что оно всё равно не случится. Нужно придумать, нужно поверить, иначе таинственные разноцветные огни превратятся в обычные лампочки с небольшим, но стабильным потреблением электроэнергии, в счёт оплаты которой глупая система отказывается принимать радость, не признавая её ценностью. Иначе волшебный серебряный воздух начнёт нещадно жечь холодом, угрожая медленно и мучительно лишить тепла и жизни моё истощённое вечным движением тело. Иначе волнующая и странная музыка превратится в усталую фонограмму, озвучивающую человеческое молчание и одиночество.”
Я уверен, что Винсент сознательно изменял способы восприятия, способы видеть. Ведь людям доступны разные способы видеть, и только по инерции мы всегда используем только один. Я часто смотрю на природу панорамным зрением, остановив внутренний диалог. Или динамическим, когда глаза непрерывно перемещаются и ни на чём не фиксируются. Мир тогда выглядит иначе. И Винсент пытался изобразить то, что он видит таким изменённым взглядом… для тех, кто смотрит обычным способом. А обычным способом этого не увидишь. И тогда “таинственные разноцветные огни превращаются в обычные лампочки”. Мне кажется, именно это отражается в глазах Винсента на его автопортретах.
Я думаю, Таиров напрасно ищет в его картинах традиционную символику. Там нет этой символики, Винсенту не было дела до неё. Зато там есть “таинственные огни”, которые можно увидеть только “прищурив глаз”. Как бы!
Венера

Венера

05.08.2017 в 00:49

Да, здесь Ваня мыслит где-то за гранью, за пределами обыденности… Невероятно, просто потрясающе выражает свои чувства. Такой вот неожиданный способ его Жизни! Жить в ожидании Чуда, «…каждую секунду испытывая радость от ощущения его приближения …» Иначе молчание и одиночество… Эти строки одновременно и ошеломляют, и удивляют… и в то же время появляется ощущение какой-то беспомощности… Непривычно. Никто в моем окружении Так не выражает своих ощущений… Не живет Так…
Очень похоже. Один бьется над оживлением дерева, другой – над рождением Чуда…
Думаю, ты прав, наверняка Винсент обладал необычными собственными способами видения…
Думаю также, что ему были бы интересны и твои способы наблюдения за природой. Панорамным – я уже как-то пыталась смотреть, это очень сложно для меня оказалось) Динамическое зрение – это опять что-то новое и непонятное для меня)
Кстати, Винсент тоже считал, что в жизни очень полезно выглядеть немножко дураком) Тоже видел связь между цветом и музыкой. Имел в виду музыку Вагнера
И тоже был увлечен японской графикой: «Мне думается, изучение японского искусства неизбежно делает нас более веселыми и радостными, помогает нам вернуться к природе. Изучая искусство японцев, мы неизменно чувствуем в их вещах умного философа, мудреца, который тратит время — на что? На измерение расстояния от Земли до Луны? На анализ политики Бисмарка? Нет, просто на созерцание травинки!»